Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Речевое развитие ребенка старшей группы

1.Словарь.

К пяти годам  запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудный  малознакомые слова ( экскаватор).

2. Грамматический строй речи.

            У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных , а также сложных предложений. При формирование фразы ребенок использует все основные части речи.

3. Звукопроизношение.

            На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко;[ р ] заменяется  [л] или [й]; [л] заменяется [ль]. Наряду с заменами звуков  в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в слогах со сложной фонетической структурой. 

            Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ), звонкие (в,б,г,д) и глухие (ф, п,к,т) звуки, но в речи они могут смешивать , т.е. вместо одного звука употребляют другой.

           

 На шестом году жизни детей учат четко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении такие группы звуков: с-з, с-ц, ж-ш, ч-щ, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р, продолжать совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат, ведут работу по воспитанию звуковой культуры  речи. Для различения звуков в собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на картинках предметы в названии которых есть оба дифференцируемых звука, близкие по звучанию. При этом ребенок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки ( т.е. произносить звуки протяжно, например, при дифференциации звуков с и з воспроизводить слова так: ссслон-зззаяц).

Таким образом, ребенок одновременно упражняется в четкости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков, укрепляет свой артикуляционный аппарат.

            Игры и упражнения для детей шестого года жизни направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но  и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова т.д. ( т.е. различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми  этого возраста). Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных групп звуков даны чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребенку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых  звуков содержится в словах-отгадках. Некоторые загадки, а также стихи, потешки,  считалки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребенка не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении слов, фраз, служат для развития голосового аппарата ( умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности).

            В этом возрасте ребенку предлагают и более сложные задания, например выделение из фраз, небольших стихотворений лишь тех слов, в которых есть дифференцируемые звуки.

Для различения звуков з и ж взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву»; «Жук живет в дупле большого дерева»-и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звуки з и ж. Рекомендуя такие задания для работы в условиях семьи, логопед раскрывает родителям цели, методы выполнения упражнений.

            В работе с детьми шестого года жизни важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого в качестве упражнения можно давать детям задания, которые помогли бы устанавливать смысловые неточности.

            Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с ребенком как в дошкольном учреждении; так и в семье. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых элементов фонематического анализа, когда ребенку предлагают  найти на картинках среди разных предметов только те, в названии которых есть заданные звуки, например только [ч] и [щ]. При подборе таких слов ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.

            Логопед обращает внимание родителей на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник воспроизводил их, учитывая интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно. громко, не торопясь.

              Логопед обследует детей, выявляет тех, кто нуждается в логопедических занятиях по коррекции произношения. Организует тесный контакт с теми родителями, дети, которых посещают занятия. Привлекает родителей к совместной работе по устранению недостатков звукопроизношения. Объясняет , что если исправить дефект в условиях дошкольного учреждения не удается , ребенок направляется на ПМПК и по результатам переводится в логопедический детский сад.    

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Анатольевна (06.08.2013)
Просмотров: 1366 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: